Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) отмечает 30-летие с момента своего создания.
17 апреля 1992 г. был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, что положило начало государственному управлению в данных сферах деятельности в Республике Беларусь.
За прошедшие годы пройден большой и сложный путь, тесно связанный с решением актуальных задач экономической и социальной жизни страны.
Сегодня Госстандарт является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и проведению государственной экспертизы проектной документации, а также надзору за техническими регламентами и стандартами, рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Структура комитета состоит из центрального аппарата, включая Департамент контроля и надзора за строительством и Департамент по энергоэффективности, и 53 подведомственных организаций, расположенных во всех регионах страны.
Флагманами развития основных направлений деятельности Госстандарта являются национальные институты: по стандартизации – Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации; в области метрологии – Белорусский государственный институт метрологии.
Функции национального органа по аккредитации выполняет Белорусский государственный центр аккредитации.
Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством реализует образовательные программы с учетом современных тенденций и технологий.
В регионах проводниками государственной политики в сферах деятельности Госстандарта являются территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации, а также инспекции и дочерние предприятия, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах.
Устойчивую платформу для содействия выпуску безопасной и высококачественной продукции и услуг, повышению их экспортного потенциала, внедрению инноваций, защите интересов потребителей обеспечивает техническое законодательство. В настоящее время в республике действуют современные законы в области технического нормирования и стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия. Вместе с тем реализованы серьезные шаги для разработки отдельного закона в сфере аккредитации. Правительством согласована концепция Закона Республики Беларусь «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации», проект которого появится в 2023 г. Это будет способствовать гармонизации процедур аккредитации с законодательством СНГ, ЕАЭС и лучшей международной практикой, повысит эффективность национальной системы аккредитации, компетентность аккредитованных субъектов и уровень доверия к их деятельности.
В соответствии с запросами экономики и общества совершенствуется законодательство в сфере энергосбережения. Профильные структуры Госстандарта также вносят существенный вклад в развитие законодательства в области строительной деятельности.
Ежегодно в республике принимается более 500 государственных стандартов, обеспечивающих разработку и производство конкурентоспособной продукции и услуг, а также реализацию обязательных требований технических регламентов ЕАЭС.
Наиболее значимые разработки касаются продукции и процессов в машиностроении, строительстве, электротехнике, химии и нефтехимии, энергосбережении, агропромышленном и других секторах, а также информационных и «зеленых» технологий, создания безбарьерной среды. Уровень гармонизации принимаемых в республике стандартов с международными и региональными требованиями составляет в среднем 65 %.
База действующих государственных стандартов насчитывает свыше 30 тыс. документов. Более 80 % из них – межгосударственные стандарты (ГОСТ), применение которых способствует безбарьерной торговле в рамках интеграционных образований на постсоветском пространстве.
Целый ряд инициатив Госстандарта по дальнейшему углублению интеграции в сфере технического регулирования реализуется на площадке ЕАЭС. В частности, корректируется Договор о ЕАЭС, совершенствуются правила разработки технических регламентов, документы второго уровня, устанавливающие процедуры оценки соответствия и надзора. Рассматривается комплексный подход к организации и финансированию Евразийской экономической комиссией работ по актуализации требований технических регламентов и разработке ГОСТ к ним.
Организации Госстандарта осуществляют подготовку изменений в 7 технических регламентов ЕАЭС: на упаковку, игрушки, парфюмерно-косметическую продукцию, машины и оборудование, смазочные материалы и масла, маркировку пищевой продукции, а также требования по ограничению применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники.
В мае 2022 г. вступят в силу изменения в технический регламент на сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы, подготовленные Госстандартом.
Изменения учитывают накопленную практику применения и современные требования рынка.
В настоящее время более 80 % реализуемой на рынках государств – членов ЕАЭС продукции является объектом требований технических регламентов ЕАЭС. Всего их принято 52, из которых 45 вступили в силу.
Беларусь располагает эффективной и развитой метрологической инфраструктурой, которая включает государственную метрологическую службу, а также метрологические службы органов государственного управления и предприятий страны.
Развитие измерительных возможностей осуществляется при государственной поддержке в рамках подпрограммы «Эталоны Беларуси» ГНТП «Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование». Национальная эталонная база сегодня включает 63 национальных эталона единиц величин, которые необходимы для нужд атомной энергетики, микро- и наноэлектроники, аэрокосмогеодезии, приборостроения, информационных технологий, фармацевтики, торговли, медицины, защиты окружающей среды. Их разработка ведется с учетом потребностей экономики страны. До 2025 г. планируется к созданию 11 и модернизации 10 национальных эталонов единиц величин.
Международный уровень национальных эталонов единиц величин подтверждается путем сличения с эталонами других стран. В настоящее время в базе данных Международного бюро мер и весов KCDB BIPM опубликовано 296 СМС-строк о наилучших калибровочных и измерительных возможностях Беларуси в таких областях измерений, как длина, время и частота, электричество и магнетизм, акустика, термометрия, масса и связанные с ней величины, химия и др.
В области оценки соответствия и аккредитации Госстандартом создана соответствующая инфраструктура, включающая 129 органов по сертификации и более 2 100 аккредитованных испытательных лабораторий. Они проводят работы как в рамках национального законодательства, обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям права ЕАЭС в области оценки соответствия, так и для создания благоприятных условий для экспортных поставок продукции.
В реестр Национальной системы аккредитации Республики Беларусь включены более 200 калибровочных, поверочных и медицинских лабораторий, 28 инспекционных органов и 5 провайдеров проверки квалификации.
Республика Беларусь имеет статус подписанта глобальных соглашений о создании условий для признания результатов оценки соответствия с международными и региональными организациями по аккредитации.
В числе приоритетов – защита рынка от небезопасной и некачественной продукции. В соответствии с действующим законодательством осуществляется постоянный контроль соответствия поставляемых на внутренний рынок товаров обязательным требованиям и заявленным характеристикам.
Продукция, представляющая угрозу жизни и здоровью потребителей, запрещается к реализации и ввозу на территорию Республики Беларусь. Ежегодно запрещается ввоз и обращение на территории нашей страны более 1 500 наименований опасной продукции. Такая продукция подлежит изъятию субъектом хозяйствования из оборота с последующим устранением им выявленных нарушений, возвратом поставщику либо утилизацией.
Беларусь всегда уделяла особое внимание вопросам качества. Направления этой работы обозначены в программе «Качество 2021 – 2025», принятой на уровне Правительства. Документ включает мероприятия как по развитию национальной инфраструктуры качества, так и по повышению качества в отраслях.
В республике проделана большая работа по развитию методологии системного подхода на основе рисков к управлению различными аспектами деятельности организаций для повышения ее эффективности.
Внедрение и сертификация систем менеджмента нацелены на повышение качества и конкурентоспособности белорусской продукции, применение отечественными компаниями новых знаний и современных инструментов эффективного менеджмента.
В республике сертифицированы более 7 800 систем, касающихся менеджмента качества, безопасности пищевых продуктов, здоровья и безопасности при профессиональной деятельности, информационной безопасности, экологического менеджмента и др.
Госстандарт является активным сторонником развития конкурсного движения в области качества. Возможность продемонстрировать достигнутые результаты и стать лучшими сегодня есть у организаций, их товаров и услуг, а также руководителей, специалистов и студентов.
Активную поддержку находят республиканские конкурсы в области энергосбережения и энергоэффективности, круг участников в которых чрезвычайно широк: от ребятишек до профессионалов.
Все конкурсы находятся в постоянном развитии как в части критериев и подходов к оценке, так и информационной поддержки победителей.
Энергосберегающая политика имеет системную основу и реализуется посредством государственной программы «Энергосбережение». Эффективность проводимой работы по снижению энергоемкости отечественного ВВП подтверждается данными Международного энергетического агентства, согласно которым в 2019 г. энергоемкость ВВП Беларуси снизилась в 2,1 раза к уровню 2000 г. Это намного интенсивнее, чем снижение энергоемкости такой экономически развитой страны, как Швеция, и в два раза интенсивнее, чем в Канаде – стране со схожими климатическими условиями. По сравнению с промышленно развитыми странами – членами ЕАЭС Беларусь занимает лидирующее положение.
Экономия топливно-энергетических ресурсов достигается в основном за счет модернизации и технического перевооружения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, в том числе повышения эффективности технологических процессов с углублением электрификации промышленного производства, максимально возможного увеличения использования местных топливно-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии, надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Органы государственной экспертизы и государственного строительного надзора Госстандарта осуществляют независимый и эффективный контроль в строительной сфере.
Подведомственные предприятия этих структур аккредитованы на соответствие международным требованиям к инспекционным органам и успешно подтверждают этот статус при внутренних и внешних аудитах.
Экспертиза проектной документации дает возможность заказчикам принимать безопасные и оптимальные решения по строительству объектов. В 2021 г. предотвращен перерасход сметной стоимости строительства в размере более 840 миллионов долларов.
Современные технологии диктуют новые прогрессивные формы работы. Сегодня уже достигнут уровень электронного взаимодействия с заявителями в 90 %. С конца 2021 г. организации РУП «Главгосстройэкспертиза» перешли на новый модернизированный программный продукт с современной архитектурой на основе множества микросервисов.
РУП «Главгосстройэкспертиза» также готовится к применению технологии информационного моделирования (BIM), изучая и внедряя ее у себя. Это позволит быть готовыми к данному вызову, поскольку в странах – партнерах BIM уже имеет активное использование.
Строгий надзор за соответствием требованиям проектной документации, безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и реконструируемых зданий и сооружений, а также к содержанию строительных площадок осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством.
При осуществлении надзора используются приборы экспресс-контроля показателей, учитываются современные технологии и производственные процессы.
В 2021 г. нарушения были установлены на 7 185 строящихся объектах республики, что составило 82 % от всех поднадзорных объектов. На 134 объектах выполнение строительно-монтажных работ приостанавливалось. К нарушителями применялись как меры предупредительного, так и административного характера.
Повышению статуса сотрудников органов Госстройнадзора, их имиджа и ответственности за выполняемую работу будет способствовать использование форменной одежды и знаков отличия.
Госстандарт является участником международных и региональных организаций в сфере своей компетенции, занимает активные позиции в проведении работ в рамках интеграционных образований на постсоветском пространстве, развивает деловые контакты на двухстороннем уровне.
Достигнутые за прошедшие 30 лет итоги развития, имеющийся кадровый, научно-технический и производственный потенциал создают прочную основу для дальнейшего развития в интересах экономики страны и общества
Пресс-служба Госстандарта,
тел. 269 68 28